Плетнева Анна Геннадьевна

Программа секционной работы для детей 6-7 лет «Юные волшебники» по нетрадиционным техникам рисования

  

 

 

 

Программа

секционной работы для детей 6-7 лет

«Юные волшебники»

по нетрадиционным техникам рисования

на 2017-2018 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

В современном мире детей все больше увлекают информационные технологии – компьютеры, планшеты, сотовые телефоны и т. д. Что перерастает в снижение интереса к окружающему, стиранию граней между добром и злом, красивым и некрасивым. Перед взрослыми становиться вопрос как показать детям красоту и необычность мира, природы. В первую очередь к нам на помощь приходит художественно-эстетическое направление в развитии.

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.

 Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

 Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность:  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,  завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель: формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности; развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

- побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования;

- развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

-воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Методы работы:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- дидактические игры;

- продуктивная деятельность.

Материал для работы:

акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктельные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки, бумажные; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; цветная бумага, ножницы; вата; крупа; нитки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В старшем  дошкольном возрасте  более трудные методы и техники:

Рисование солью, крупой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; ниткография по – сырому; набрызг; тычок жесткой кистью; по – оттиску; ладошками; зубной щеткой, ватными палочками.

Используемые методы:

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Принцип доступности материала.

Программа секционной работы в подготовительнойгруппе рассчитана на 1 занятие в неделю, 2 раза в месяц, во второй половине дня. В год проводится 17 занятий. Длительность занятия 30-35  минут.

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Режим работы секции

День недели: среда в 16.00

Список детей

II. Учебно-тематическое  планирование

Тема

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

Золотая осень

Рисование способом тычка

Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования

2.

Осенние фантазии.

Техника рисования по – сырому.

Учить рисовать по сырому листу, наносить цветовые пятна. Дополнять рисунок масляной пастелью и восковыми мелками. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать творчество, фантазию.

Листы бумаги, акварель, кисти, масляная пастель, восковые мелки, осенние листья, иллюстрации

ОКТЯБРЬ

1.

Гроздья рябины.

Пластилиновая живопись.

Развивать умение планировать расположение отдельных пред-метов на плоскости. Упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди.

Набор пластилина, основа, доска, стеки.

2.

Совушка – сова.

Пластилиновая живопись.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, по трафарету рисовать контур совы, упражнять в передаче выразительности образа птицы через нанесение штрихов.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, трафареты, иллюстрации.

НОЯБРЬ

1.

Белая 

береза.

Рисование 

манкой.

Учить рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Передавать харак-терные особенности строения ствола, веток березы. Развивать навыки построения композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.

Листы бумаги, краски, кисти для рисования и клея, клей ПВА, иллюстрации.

2.

Загадочный, 

сказочный лес.

Черно–белый граттаж.

Развивать творчество, фантазию в рисовании нетрадиционными техниками, передавать выразительность образа леса. Развивать чувство композиции, колорита. Воспитыватьлюбовь к природе.

Листы А- 4, А- 3, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, мыло, жесткая и мягкая кисти, трафареты.

Декабрь

1.

Волшебный сосуд.

Черно-белый граттаж.

Продолжать учить рисовать в технике черно-белого граттажа. Оформлять сосуд различными узорами (растительным, геометрическим, линиями). Развивать стремление быть оригинальным в создании формы сосуда. Воспитывать творческую активность.

Листы плотной бумаги разных форм и форматов, палочки для процарапывания, свеча, тушь, мыло, жесткая и мягкая кисти.

2.

Елочка 

нарядная.

Рисование по ткани.

Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.

Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь, принадлежности для рисования.

Январь

1.

Снегири на ветке.

Рисование 

способом  тычка.

Формировать у детей обобщенное представление о птицах; расширять знания о перелетных птицах. Упражнять в рисовании снегирей. Закреплять умение рисовать методом тычка.

Листы бумаги, гуашь, кисти (жесткая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования.

ФЕВРАЛЬ

 

Путешествуем на воздушном шаре.

Витражная 

живопись.

Учить рисовать витражи, переносить рисунок на пленку, заполнять контуры краской, подбирать сочетание цветов. Развивать творческую активность.

Прозрачная пленка,  карандашный набросок, витражные краски,  эскизы.

На льдине в Антарктиде.

Черно – белый граттаж.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа; учить передавать образ животного,  используя такие средства выразительности, как линия, штрих. 

Полукартон, свеча, гуашь, мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы

Март

1.

Салфетка в подарок бабушке.

Рисование по ткани.

Продолжать учить рисовать в технике простой батик. Развивать чувство ритма и стиля, подбирать гармоничную цветовую гамму. Воспитывать эстетический вкус.

Закрепленная ткань, гуашь, кисти, эскизы.

2.

Ранняя весна.

Монотипия

Учить передавать характерные признаки весны, используя способ  «монотипия». Рисовать пейзаж на плитке гуашью с мылом, переносить на мокрый фон с панельки, делать дорисовки.  Воспитывать эстетическое восприятие.

Плитка ПВХ, гуашь, кисти, мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности  листа

АПРЕЛЬ

1.

Таинственный космос.

Цветной граттаж.

Продолжать знакомить  техникой  «цветной граттаж». Учить выполнять подмалевок, готовить лист для граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творческую активность и фантазию.

Полукартон, гуашь, кисти, свеча, мыло, заостренная палочка, иллюстрации, эскизы.

2.

Рыбка.

Рисование 

гелевой ручкой.

Учить приемам рисования гелевой ручкой. Создавать выразительный образ, используя линии, точки. Развивать творческую активность.

Листы бумаги, гелевая ручка, эскизы, иллюстрации.

МАЙ

1.

«Праздничный салют».

восковые мелки, гуашь, набрызг, граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество,

11 декабря 2017 в 11:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.