Плетнева Анна Геннадьевна

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста».

Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста».

 Одним из приоритетных направлений в работе  нашего дошкольного учреждения  уже более 10 лет является художественно-эстетическое воспитание. Каждый педагог старается внести что-то новое в образовательную деятельность по данному направлению.

На протяжении нескольких лет я проводила занятия в традиционной технике, обучая детей традиционным методам и приемам рисования.

Я пришла к выводу, что такая форма работы не способна в полной мере раскрывать и развивать у детей мышление, творчество, воображение, самостоятельность и инициативность.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДОУ направлен на решение задач, среди которых – развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым важным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Чтобы повысить результативность работы с детьми по данному виду деятельности и способствовать полноценному развитию инициативы и самостоятельности я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

СЛАЙД№2 А что же это такое нетрадиционные техники рисования? - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.  

СЛАЙД №3 Это рисования по мокрому, томпнирование, граттаж, монотипия, рисование пальчиками и ладошками.

СЛАЙД №4 Изучила методическую литературу различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,  Г. Н. Давыдовой «Техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники.

СЛАЙД №5, 6. Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в месяц в соответствии с перспективным планом и являются дополнением  к основным занятиям по программе «Детство».

Слайд  №7 Поставила перед собой следующие задачи:

·сформировать у детей технические навыки рисования.

·познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

·научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

·развивать воображение и творческие способности детей.

·побуждать ребенка экспериментировать.

·способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Чтобы более детально изучить данный вопрос, выбрала тему для самообразования «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста». Над темой работаю второй год.

 Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

 Важную роль ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

СЛАЙД 8 Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собраны различные вещи: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, пластиковые вилки,  которые всегда интересны детям и способствуют развитию их инициативности.

СЛАЙД 9 Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

  Я стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а стараюсь  дать им возможность само выразиться, реализовать  свой творческий потенциал, проявить инициативу и самостоятельность.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях по изобразительной деятельности.

- Рисование ладошкой;  СЛАЙД 10

- рисование пальчиками; СЛАЙД 11

- оттиск поролоном;  СЛАЙД 12

- оттиск мятой бумагой; СЛАЙД 13

- отпечатки листьев;  СЛАЙД 14

- восковые карандаши +акварель; СЛАЙД 15

- монотипия предметная; СЛАЙД 16

- рисование мыльными пузырями; СЛАЙД17

-рисование жидким тестом. СЛАЙД18

СЛАЙД 19 В младшей группе особый восторг вызывает у детей рисование пальчиками, ладошкой.  Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Проводила занятие на тему «Осенний пейзаж», «Осенние цветы», где давала детям готовые шаблоны, а дети добавляли нужные детали. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими.

СЛАЙД 20 Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек.

СЛАЙД 21 Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие.

СЛАЙД 22. 23Со  старшими дошкольниками  мы занимается нетрадиционным рисование не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное время по инициативе детей.

СЛАЙД  24Рисование жидким цветным соленым тестом – один из нестандартных приемов работы с помощью соленого теста, смешанного с гуашевыми красками (или пищевыми красителями)  и клеем, где вместо кисточки применяется чайная ложка, стека, пальчики ребенка.

Для детей такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

 СЛАЙД 25  Были такие занятия «Подводный мир», «Подсолнухи», «Веселый клоун», где дети с большим интересом занимались рисованием.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты; рисование – один из методов общения ребенка.

СЛАЙД 26 В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к  рисованию, дети стали более самостоятельными при выборе способа рисования и сами придумывают новые техники рисования.

СЛАЙД 27 Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

СЛАЙД 28 Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы образ получился выразительным.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут непосредственной образовательной деятельности. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

СЛАЙД 29

Уважаемые коллеги!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!

4 марта 2018 в 21:24

Прикреплённые файлы:

Документ: Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста».

Описание файла:

Файл называется: pletneva_f4tnh.ppt

Это официальный файл организации «Плетнева Анна Геннадьевна», в нём содержится Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»..

Размер файла: 20,06 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.